
Часть маршрута до перевала Срамного, мною уже описывалась в отчете два года назад, поэтому возможны некоторые повторения.
День первый. 15 июля 2009 года. В 10.00 утра выехали из Есаулово, описывать дорогу до Тайшета не имеет смысла, так как это уже неоднократно обсуждалось, скажу только что таких больших ям уже нет, и через Поймо-Тины я уже втрой год не езжу. В связи с тем, что мои соучастники первый раз в этих краях приходилось делать много остановок для фотографирования местных окрестностей, поэтому в Тайшет мы приехали только к 18 часам. Наш маршрут планировался напрямую на Братск через Чуну, так как я проделывал этот маршрут еще по зиме. Вот так хорошо начинается эта дорога

Но, к сожалению чуть не доезжая до Таргиза, за Чуной, наш путь преградила непроходимая колея,

осмотр дальнейшего пути показал, что на участке порядка километра имеются глубокие колеи с грязью.

После небольшого совещания было принято решение повернуть обратно на Чуну, с выходом на Алзамай, на трассу М53. За Чуной решили остановиться на стоянку на реке Уда в 22.45, за день пройдено 574 км.

День второй. 16 июля 2009 года. После завтрака выехали со стоянки в 9.50. Решили не идти на Алзамай, а через Уду переправиться на пароме и сразу выйти на Нижнеудинск. Но на перекрестке остановили машину со стороны парома, водила нам сказал, что к сожалению паром временно не ходит.

Пришлось все таки ехать на Алзамай, ну и далее через Тулун на Братск.

В 19.10 проследовали Братск,

заехали на плотину Братской ГЭС. Вот так за Братском асфальт плавно переходит в грайвийку

В 22.50 остановились на ночлег на реке Илим. Прошли за день 724 км.
День третий. 17 июля 2009 года. Илим ранним утром

Выехали со стоянки в 10.45. На 1308 км пути, за Хребтовой, у экипажа MMC Pajero Sport обнаружился гул с левой передней стороны. При осмотре обнаружена раковина на левом переднем ступичном подшипнике,

добавили смазки и решили идти до Усть-Кута, в который мы благополучно прибыли в 14.30.

Купили в автомагазине новый подшипник за 560 рублей и решили ехать дальше до Северобайкальска и поменять его там. Как всем известно из истории с Усть-Кута начинается новый БАМ, строительство которого началось в далеком 1974 году.

Дорога пролегла по красивейшем местам

первый поселок на БАМе

После Звездного дорога становиться хуже, но не надолго

Следующий поселок Ния

За Магистральным открываеться прекрасный вид на речку Киренга

И первые виды Даванского перевала

В 22.00 остановились на очередной ночлег на реке Кунерма, рядом с ж.д. мостом. Прошли за день 410 км.

День четвертый. 18 июля 2009 года. Стоянка на реке Кунерма

рядом с ж.д. мостом

Выехали со стоянки в 11.00. Начался медленный подъем на перевал

сопряженный для некоторых с мелкими трудностями

отсюда шла дорога к бывшему поселку строителей Даванского тоннеля Гранитный

Далее на нашем маршруте посещение малого Чертового-моста (точнее, то что от него осталось), по нему раньше ходили поезда, пока не был построен второй по длине на БАМе Даванский тоннель, протяженность которого составляет 7 км. Для тех кто не знает заросшую дорогу, ведущую к мосту, то сразу и не заметишь




Вот так кто-то откинул ласты, не доехав до моста


Вот и сам мост


с которого открываются прекрасные виды на реку Кунерама и отроги Байкальского хребта


Снова вернулись на дорогу, с которой видно как проходила раньше железка


Вот и вершина перевала

Вот такой прикол мы увидели напротив противолавинной станции на первале, где Макс и Жека запечатлилисть с притомившим путником



А вот и створ тоннеля, рядом со станцией Дабан

И уже в 14.00 въехали в Северобайкальск, второй по величине город в Бурятии

откуда сразу открываеться вид на величественный Байкал

Загнали машину Макса в сервис, точнее заарендовали яму в сервисе за 200 рублей в час, где наш механик Евгений заменил подшипник.

А мы пока с Максом поехали поисково-спасательную службу МЧС в Северобайкальске, чтобы отметить маршрутную книжку и поставить спасателей в известность о нашем маршруте. Была достигнута договоренность, как только мы выходим из последней точки, где есть сотовая связь (замечу МТС за два года появился в Новом Уояне и Куморе), отзванивается им, и если через 5 суток мы не выходим на связь, нас начинают искать. Руководитель отряда пытался нас отговаривать, показывал фотографии, рассказывал всякие страшилки


Куда мы благополучно добрались к 19.00. Проши за день всего 142 км.


Тут мы встретили чела на Сурфе, который как раз оказался с местного МЧС, пообщались с ним о маршруте,

он нас угостил только что засоленным хариусом, которого мы сразу же умяли с пивком , которое предварительно охладили в речке, которая рядом с нами впадала в Байкал


Не обращая на нас внимания, дятел делал свое дело


Вот и первый вечер на Байкале в самом разгаре

День пятый. 19 июля 2009 года. Вот и рождение нового дня

Вид со стоянки на Даванский перевал

Выехали со стоянки в 11.00.

остановились на смотровой площадки, с которой хорошо видно Большое Слюдянское озеро, ну и сам Байкал соответственно

Заехали в Северобайкальск,

залили полные баки, взяли еще в запас в пластиковые пятилитровки топлива, пообедали в позной, и в 14.00 покинули этот гостеприимный городок, взяв курс на Северомуйск, самую восточную точку нашего маршрута.

Вот так, Верхняя Ангара, образуя множество озер, врадает в Байкал

До Нового Уояна дорога уже мне известна и в принципе нормальная, правда большинство мостов разрушено уже давно


Ну и конечно нельзя не упомянуть о девственной красоте этих мест



Вот и мост через Верхнюю Ангару

За новым Уояном пошла песчаная дорога,

вот так выгляди полуразрушенный мост через реку Янчуй

чем ближе было к перевалу, тем дорога становилась все хуже и хуже.

И вот он подкрался незаметно

видимо какое-то время, пока не восстановили мост через речку, можно проехать только в брод, что и сделал Макс, а мы с Пахой проехали по нему

Вот так большинство мостов имеет объезд через брод

После станции Ангаракан, одна ветка железной дороги идет в Северомуйский тоннель, а другая в обход тоннеля, через знаменитый Чертов-мост. Далее миновали пик перевала высотой 1150 метров и в 23.00 въехали в Северомуйск, ввиду того что на улице уже было темно, решили искать место для стоянки и почти сразу за поселком остановились на берегу реки Муякан. Это была наша самая восточная точка маршрута, прошли за день 365 км.
День шестой. 20 июля 2009 года. Утром, позавтракав,

а некоторые и приняв освящающую ванну

выехали со стоянки в 11.20, проследовав Северомуйск

в 11.40 подъехали к восточному створу Северомуйского тоннеля,

самого длинного на БАМе, протяженностью 15 км, строительство которого велось 27 лет. Общая длина всех горных выработок тоннеля, включая три вертикальных ствола составляет 45 км.




Пока стояли на стоянке, Жека подтянул новый ступичный подшипник на машине Макса и еще один на машине Паши.

После чего выехали в обратном направлении до Нового Уояна,

попутно останавливаясь на дороге любуясь отрогами Северо-Муйского хребта.


В обход Северомуйского тоннель существует действующая ветка железной дороги. Первый вариант обхода длиной 25 км был сооружён в 1982-83 годах; при его строительстве допускались уклоны до 40 тысячных, поэтому через эту линию могли следовать лишь грузовые поезда в несколько вагонов; движение пассажирских поездов было запрещено, людей через перевал возили на автобусах.

В 1985-89 годах была построена новая обходная ветка длиной 54 км, состоящая из многочисленных крутых серпантинов, высоких виадуков и двух петлевых тоннелей. Известность получил «Чёртов мост» — виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт, стоящий на двухъярусных опорах.



За станцией Ковокта решили ехать по ж.д. насыпи, как это делаю многие местные,

ввиду не очень хорошей дороги

В 18.40 мы вернулись в Новый Уоян, где пополнили запасы продовольствия и топлива. Сразу за поворотом на Кумору,

остановились в 19.30 на стоянку на озере Боканы с прекрасными песчаными пляжами и теплой водой. Прошли за день 164 км.


Вот так закончился очередной день нашего путешествия


День седьмой. 21 июля 2009 года. В этот день устроили дневку, наш механик Жека провел этот день так

а мы отдыхали и купались в озере

Вечером решили выехать до Куморы, остановиться на озере Иркана и осуществить разведку до Срамного. В 17.10 мы покинули озеро, позвонили в МЧС Северобайкальска и предупредили, что завтра выходим на зимник.По дороге остановились на реке Котера

пополнили запасы питьевой воды

В 18.10 остановились на нулевом километре зимника,


который соседствует с красивым озером Иркана,

а в 18.35 остановились на самом озере на ночевку,

в том же месте, где я останавливался два года тому назад. Прошли за день всего 65 км.

Я, Макс и Паха выехали на машине Макса на Срамную, разведать состояние дороги в начале подъема на перевал, оставшиеся остались готовить ужин.

Проехали порядка 8 км до появления первых камней и решили вернуться, сильно доставали комары.

Разведка показала, что это только мелочи, остальное нас ждет впереди

День восьмой. 22 июля 2009 года. Утро следующего дня было солнечным и ясным, нас ждал перевал Срамной


Выехали со стоянки в 10 утра, через 10 минут заехали на радоновые источники. Тут построили новую ванну, сделали беседку.

И снова вперед, вот так все просто начиналось,

дальше грунтовка с глубокими колеями, развезенная колесами "Уралов", с крупными камнями и большими лужами,


а вот что ждало нас дальше, через 6 км от места стоянки начался участок из крупных камней, протяженностью около 1,5 км.


Евгений выполнял роль штурмана, проводил по очереди машины, участками по 50-100 метров,


вот это, тоже дорога и мы сейчас по ней поедим



и дальше тоже




Это русло реки Срамной

Вот так Макс сел на задний мост, ну с кем не бывает


таким образом мы прошли метров 700 из полутора километров и на 12 км зимника в 13.05 остановились,


решив дальше осуществить пешую разведку, взяли с собой ружье и втроем пошли в сторону перевала.

среди камней было видно, нечто похожее на колею дороги


которую постоянно пересекает русло реки Срамной


Дорога становилась еще хуже, а камни еще крупнее. Было видно, что дорогу местами мостили под машину и были следы 10-15 дневной давности.



Мы, конечно, дошли до конца этого участка. По возвращению к машинам, устроили совет о дальнейших действиях. В связи с тем, что лебедка имелась только на одной машине,и что супруга Паши, Татьяна находиться в положении, большинством голосом решили повернуть обратно и в 14.30 начали разворачивать наши машины. Вы конечно легко Себе представляете, как легко развернуть три внедорожника на такой дороге



потом настала моя очередь



и последним был Макс на своем длиномере




потратили на это почти два часа. Вот так была поставлена точка нашего присутствия на Срамной.

Вот такая ледяная вода первозданной чистоты, течет в горных ручьях

и красная смородина, которую просто не кому собрать

На обратном пути снова заехали на радоновые источники, приняли ванну.

Там же встретили двух местных аборигенов, которые нам поведали, что две недели назад с зимника прошли MMC Delica и два Крузака, а потом они проехали на шишиге, вода в бродах на Баргузине была низкая, так как стояла жара. В 19.45 снова вернулись на озеро Боканы, на стоянку. Отзвонились в МЧС. Прошли за день всего 80 км.
День девятый. 23 июля 2009 года. В 11.45 покинули стоянку и вдоль БАМа направились в строну Северобайкальска

уже по знакомой дороге


и уже в 15.30 были в Северобайкальске.

Заехали снова в МЧС, Макс пообщался с их начальником, который пошутил, сказал, что ждет нас на следующий год Пообедали снова в позной, заправились и снова в путь, в сторону Улькана. В 20.00 вышли на дорогу Окуйнакский-Жигалово, дорога построена пару лет назад, раньше она была частью зимника, протяженностью 270 км. На протяжении 200 км нет ни одного населенного пункта,

вернее раньше они были.

Через 60 км от Окуйнакского в 21.20 остановились на маленькой речке, на ночлег. Прошли за день 399 км.

Бжик, сказала пила Макса, костер сегодня обеспечен


День десятый. 24 июля 2009 года. Утром приняли освежающую ванну в горной речушке

и выехали со стоянки в 12.20. Дорога отличая гравийка, можно спокойно идти 90 км/ч, местами правда разбитая, попутного транспорта совсем мало.


поэтому из машины любовались местными красотами


При очередной остановке

обнаружили, что на Терранике потеряли защитную крышку со ступицы переднего колеса.

Доехали до символичного для нас 110 км, так и не поняли откуда идет километраж


перед Жигалово выехали к реке Лена

мы ее пересекли через понтонный мост


Приехали в Жигалово в 17.10, далее дорога шла на Качуг, вдоль реки Лены.




Проехали Верхоленск


местами начал появляться старый асфальт

В 23.10 приехали в Еланцы, райцентр Ольхонского района, только что прошла гроза, поэтому на заправке пришлось ждать минут 20, пока гроза ушла дальше. В 00.15 встали в очередь на паром, идущий на Ольхон. Очередь большая, последний паром ушел в два часа ночи, так что пришлось ночевать прямо в машинах. Прошли за день 579 км.
День одиннадцатый. 25 июля 2009 года. Вот что мы увидели утром

Пролив Ольхонские Ворота

Отплыли от МРС только в 10.50, сказываются выходные дни, сотни иркутян едут на остров. Сейчас на остров ходят два парома, только почему то идин согласно графика имеет длинные технические перерывы, когда толпы желающих томятся в очереди.

Заехали в Хужире в «Хороший» магазин за провиантом, взяли свежего и копченого омуля. Потом посетили мыс Бурхан,

Шаманку

Вид на Малое море с мыса Бурхан

Хотели встать на пляже Зарайского залива, но народу там было многовато,

пришлось ехать дальше за Харанцы, до Песчаной. Там мы спустились к берегу и по песку проехали практически в безлюдное место.


Тут я забурился в песок, пришлось вытаскивать мою машинку лебедкой с Терраника


После всех приключений в 14.40 встали на стоянку,

тут же уничтожили копченого омуля под пивко и сварили наваристой ушицы из свежего омуля. Прошли с МРС 61 км.

Погода классная, купались, загорали.

День двенадцатый. 26 июля 2009 года. Сегодня дневка, на Байкале небольшой шторм, переменная облачность,

А что у нас сегодня на завтрак?


что все равно не помешало купанию Напротив острова, рядом с ущельем Зундук было хорошо видно, как горит лес.

День тринадцатый. 27 июля 2009 года. В 11.15 покинули место стоянки,


чтобы совершить небольшое путешествие по острову для омичей.

Добрались до северной оконечности острова,

мыс Хобой (впереди видно мыс Кочерикова),

мыс Шунтэ.

Заехали на высоту 683 метра,

откуда хорошо видно мыс Святой Нос, часть Баргузинского залива

Малое море,

и сам остров

Потом заехали на метеостанцию Узуры на западном побережье,


здесь я заснял необычное атмосферное явление

откуда повернули на Хужир.

В 15.10 снова в очередь на паром, большинство народа думало, что в понедельник желающих уехать будет меньше, но не тут то было, очередь больше ста машин.


Ближе к ночи дело доходило до драки, желающих переправиться без очереди прибавлялось. Одна мадам крикнула, да мне пятихатки не жалко, чтобы уехать с острова, собралась добрая толпа таких желающих и «Дорожник» забрал 11 машин, нехило заработав на этом. Время шло к полночи, народ начал возмущаться. Нам все таки удалось в 23.40 заехать на паром. В 0.10 сразу за паром мы остановились на ночлег. Прошли по острову за день 101 км.
День четырнадцатый. 28 июля 2009 года. Утром следующего дня

ыехали с ночевки в 10.05. Решили ехать на Бугульдейку-Малое Голоустное, по дороге, которая есть только на карте. До Бугульдейки 30 км прекрасной гравийки.

Там помогли иркутским ребятам завести Хонду с севшим аккумом.

Далее дорога идет на Косую Степь, но нам через старенький мостик налево на Малое Голоустное.

Дорога в принципе до поселка Куртун более менее,


Немного экстрима на последок, хотя рядом нормальный мостик


и очень красивые дикие места



Вот и поселок Куртун

Дальше на Малое Голоустное.


Хорошо стояла сухая погода, в дождливую погоду колеи на дороге заполняются водой и она становиться труднопроходимой.




Правда местами бывают и хорошие участки

В 17.00 остановились на речке Голоустная, у брода в сторону бухты Песчаной. Прошли за день 157 км.


Здесь в броду решили смыть грязь с подвески и низа кузова, накопившуюся за всю дорогу

День пятнадцатый. 29 июля 2009 года. Выехали в сторону Иркутска в 11 утра,

который проследовали в 13 часов, проехав мост через Ангару.

Так целый день, с перерывом на обед, неуклонно двигались к дому. К вечеру пошел дождь, в 23.00 решили остановиться, пришлось ночевать в машинах, около поселка Ук, сразу за Нижнеудинском. Прошли за день 623 км.
День пятнадцатый. 30 июля 2009 года. Утром,

при пасмурной погоде выехали в 8.40. Позавтракали в новой кафешке, которую построили по диагонали от «У Петра» в Алзамае, ценник ниже, кормят вкусно. Заметил что машин стоит много, больше чем «У Петра».
И вот в 16.00 мы уже дома. Прошли 497 км.
Краткие итоги поездки. Зимник не покорился, немного не хватило подготовки машин, что заставляет думать о новой поездке в следующем году. Маршрут получился такой: Красноярск-Тайшет-Чуна-Алзамай-Тулун-Братск-Усть-Кут-Северобайкальск-Новый Уоян-Северомуйск-Новый Уоян-Кумора-перевал Срамной-Кумора-Новый Уоян-Северобайкальск-Окуйнакский-Жигалово-Качуг-Еланцы-МРС-Хужир-Узуры-МРС-Еланцы-Бугульдейка-Куртун-Малое Голоустное-Иркутск-Тулун-Тайшет-Красноярск. Пройдено в общей сложности 4932 км, порядка половина этого пути пройдено по бездорожью. Израсходовано 579 литров бензина, средний расход составил 12 литров на 100 км. Самый дорогой бензин был в Бурятии 24-90, соответственно самые большие расходы на топливо 14 тыс. руб. и порядка 10 тыс.руб ушло на питание и пиво

