Наконец то я выбрал время, чтобы закончить недописанный отчет о поездке на Укок.
Преамбула. Прошел год с нашей последней экспедиции с участниками проекта art4x4.ru в Туву и в этом году мы решили закрыть раз и навсегда тему посещения Укока нашим составом, так как в 2011 году, перед началом на подъем к перевалу Теплый ключ, у моих друзей лопнула барнаульская пружина на задней подвеске, и тогда нашим планам не суждено было сбыться. В этом году мы решили усложнить задачу и проехать через Укок от заставы Аргамджи по так называемому местными 18 участку дороги через перевал Бугумуюз до Джазатора. В этот раз к нам присоединился экипаж на УАЗике Роман и Наталья из Омска.
7 июля после встречи всех экипажей, мы двинулись по Чуйскому тракту. Нет смысла описывать дорогу до Кош-Агача, так как про Чуйский тракт написано, и рассказано уже не мало, отмечу только перевал Чике-Таман, мы проезжали по старой заброшенной дороге, она более живописна и интересна, чем новая дорога.
Ледник Артру в этот день был совсем не виден и закрыт облачностью
Добравшись до Кош-Агача, пополнив запасы провизии и топлива, выдвинулись по дороге на Джазатор
На ночлег встали на озере Зерлюкаль-Нур, уже на дороге которая ведет на Укок
Утро 8 июля встретило нас солнечной погодой
После завтрака, мы выдвинулись в сторону Укока, но мы то легких путей не ищем, поэтому решили идти не через перевал Теплый ключ, а через Сайлюгемский перевал
Каково же было наше разочарование, когда дорогу на перевал нам преградил лежащий снег
Правда отсюда был замечательный вид ,
Поэтому пришлось возвращаться на основную дорогу и ехать через перевал Теплый ключ
Проехав Джумалинские ключи, начался подъем на перевал Теплый ключ
На одном коварном подъеме пришлось немного помучиться
Это была, так небольшая разминка
Еще немного
и вот он перевал, перевал Теплый Ключ
Спустившись с перевала
Перед нами открывается вид на плато Укок
Ищем брод через реку Калгуты
И начинаем двигаться по плато в сторону старой заставы Аргамджи
На встречу попадаются пограничники и проверяют документы
После проверки пограничниками, продолжаем движение
Множество тающих ледников, образует нескончаемое количество речушек, которые разливаются до не детских размеров
Сегодня решили остановиться на стоянку, на берегу Гусиного озера, а завтра уже выдвинуться на заставу Аргамджи.
Вся наша банда в сборе
Напротив озера, если смотреть на хребты, то справа будет Китай, а слева Монголия, до границы меньше пяти километров
Утро 9 июля было облачным, но все же солнечным. Посчитав запасы топлива и не зная, что нас ждет впереди, приняли решение не ехать до конца плато, где была гробница Алтайской принцессы, а выдвинуться сразу на заброшенную заставу Аргамджи
Вот и показалась застава, точнее то что от нее осталось
Что ждало нас дальше, мы толком и не знали, так как пользовались треком команды Камерзанова 2010 года и сколько воды утекло с тех пор неизвестно, местные называют эту дорогу 18-й, якобы из-за того что от перевала Бугумуюз до дороги на Джазатор 18 км. Поэтому каждый участок перед проездом приходилось проверять и если что не так искать объезд
И двигаться дальше
Начались верховые болота, в одно из которых угодил Роман
И продолжаем движение
С этой высоты открывается последний вид на Укок
После которой мы уходим в долину реки Аккол,
через перевал Курсулу
До, которой мы добрались с горем пополам к вечеру
Я так полагаю Билл Гейтс отсюда спер на виду фото с долины реки Аккол
Начались проблемы у УАЗ-ика, он ни в какую не хотел ехать и постоянно глох при нагрузке
После проверки всего, что можно было проверить и консилиума, пришли к выводу, что сдох датчик положения дроссельной заслонки. Так как ехать все равно нужно, приняли решение, в случае если УАЗ-ик встанет, тащить его на веревке.
Утром 10 июля, пересекли реку Аккол и выдвинулись на перевал Бугумуюз, высота которого составляет 2800 метров, а протяженность 21 километр
Тут произошел интересный случай, мы то шли по треку и остановились перед очередной болотной местностью для разведки и тут из кошары выбегает местный чабан и кричит туда нельзя, там ни кто не ездит и показал совершенно другой вариант проезда
УАЗ-ик совсем отказался ехать в гору, поэтому Максу пришлось взять его на веревку
А нам оставалось только созерцать прекрасные виды
Подъем становился все круче и круче, и мы решили, что нужно и меня цеплять в этот автопоезд, ибо одному Патролу было тяжеловато
В таком составе мы и двинулись
Начались коварные верховые болота и в добавок ко всему начала портиться погода
По колеям, которых здесь полно, ехать не вариант, так как они все заболочены и мы решаем, что нужно прокладывать новую дорогу и уходить с топкой колеи, в ход пошли сендтраки
А УАЗ-ик мы так и тянули потихоньку
Местный джигит ухмылялся и сидел смотрел бесплатное шоу
У Патруля начались проблемы с задней блокировкой и нам приходится принять решение, что дальше тянуть УАЗ-ика нет смысла, оставлять его здесь, добираться до цивилизации и организовывать эвакуацию
И вот мы в две машины, мы добираемся до вершины перевала Бугумуюз.В довершение к всему пошел дождь.
Нас ждал длинный и крутой спуск в долину реки Джазатор, до которой оставалось 18 км неизвестной нам дороги
Погода совсем испортилась, начался проливной дождь и гроза. К сожалею тут ни кому было уже не до фотографирования, тем более когда кончился каменистый спуск, начался лес. В котором продолжался спуск, а дорога была как каток из глины. Лебедки просто не останавливались!
Измотанные и промокшие к восьми часам вечера бы добрались до кемпинга «Ворота Укока» на берегу реки Джазатор, где нас ждала баня и домики, ну и наркомовские сто грамм
Как только приехали, пошли договариваться об эвакуации наших застрявших друзей на перевале.
Ночью закончился дождь, и утро 11 июля было теплым и солнечным. Приехал хозяин кемпинга с водителем на ЗИЛ-е и Макс с ними отправился выручать Романа с Нательей, которые кстати не думали, что их так быстро вытащат из плена перевала.
Мы же с Жекой начали осматривать машины. Одну подножку я потерял на спуске с перевала, а вторую где то зацепил. Она была демонтирована, как не нужная деталь
Кемпинг «Ворота Укока» был открыт 1 июля, так что мы оказались одними из первых его обитателей
Ближе к восьми часам вечера мы услышали шум мотора от ЗИЛ-а, и увидели катящийся своим ходом с горки УАЗ-ик со счастливыми лицами его обитателей
На следующий день 12 июля хозяин кемпинга привез с Джазатора запчасти для ремонта и после обеда авто Романа было в строю, как и было сказано выше из строя вышел датчик положения дроссельной заслонки.
Утром 13 июля мы распрощались с гостеприимными хозяевами кемпинга и двинулись в сторону Кош-Агача
Заночевав на берегу Чуи за Акташем, на следующий день мы расстались с ребятами из Омска на Чуйском тракте и уже 15 июля были дома.
До следующих путешествий и отчетов!