Преамбула. Прошло пять лет с момента нашей поездки на 110-зимник с участниками проекта art4x4.ru из Омска, в этом году мы решили снова встретиться и немного прокатиться. Мои друзья Макс и Евгений к этому времени поменяли своего MMC Pajero Sport на Nissan Patrol, также и Павел обновил своего Nissan Terrano на Patrol. Решено было встретиться 12 июля за Ленинск-Кузнецким и проехать из Междуреченска через Ортон на Вершину Теи и Аскиз, далее через Шушенское выйди на М54 до Кызыла, потом до райцентра Тоора-Хем, расположенного в Тоджинской котловине, где множество живописных озер.
12 июля с утра я выехал в сторону Ленинск-Кузнецкого, где вечером и произошла встреча всех экипажей, переночевав на речке Томь
Утром мы въехали в город Междуреченск, который в первую очередь поразил своей чистотой и порядком
Отметив маршрутную книжку в Междуреченске, мы двинулись через понтонный мост в сторону Ортона, на дорогу, которая соединяет Алтай с Хакасией
Прекрасная гравийная дорога протяженностью 85 км до Ортона
С прекрасными видами
Поселок Ортон ничем собственно не примечателен, кроме того, что в нем находится колония-поселение для осужденных. Раньше на въезде в поселок стоял шлагбаум и проверяли у въезжающих документы, вот все что осталось от былого
Ну, а дальше начиналось самое интересное, дорога по которой практически ни кто не ездит
Множество бродов и огромных луж
Найдя хорошее место, мы остановились на поспать
поесть-попить
Утром 14 июля обнаружили у моего паджерика спущенное переднее колесо, которое тут же было благополучно отремонтировано и мы двинулись к поселку Вершина Теи
По дороге видны отвалы от драги, когда то тут добывали золотишко
Поселок Вершина Теи был образован в связи с освоением Тейского месторождения железной руды, поэтому вдоль доги сплошные отвалы
Далее начинается асфальтовая дорога с пока еще лесными пейзажами
Которые постепенно сменяются в хакасские степи
Пересекаем границу Красноярского края, оставляя в стороне город Саяногорск
двигаемся на Саяно-Шушенскую ГЭС
Построенный после аварии 2009 года водосброс, сейчас сухой
Обратно пересекаем плотину Майнской ГЭС
И за Шушенским становимся на ночлег на реке Оя. Утром 15 июля выходим на трассу М54 в направлении Кызыла
Вот уже и обзорный вид на Ергаки
Галерея от обвалов
Неповторимая крастота Ергаков
Граница Тувы и Красноярского края
И снова вид на пустынные пейзажи, чередующие с небольшой растительностью
Вот показался и Кызыл
Мост через Енисей после слияния Большого и Малого Енисея, дальше мы будем встречаться с ними по отдельности
Что мне напомнил Кызыл, как будто попал в СССР 70-80 годов
Заправившись под завязку топливом сомнительного качества (заправка меня вообще поразила, тетка спрашивала, сколько литров показывает колонка, кстати топливом в Кызыле не торгует только ленивый) мы двинулись в сторону долины тысячи озер, так называют Тоджинскую котловину.
Это уже мост через Малый Енисей, с его большим братом Бий-Хем (Большой Енисей) мы встретимся уже в Тоора-Хеме
Через 70 км асфальт закончился и мы свернули на грунтовку вполне сносного качества
Пейзаж начал меняться, появились березки
Солнце клонилось к закату, поэтому было принято решение встать на ночлег у горной речки с ледяной водой, так как впереди были два перевала высотой 2000 метров, которые мы решили брать на следующий день, ибо ночью в горах холодно и перспектива ночевать там нас не сильно радовала
Павел наколол дровишек для костра, а мы занялись приготовлением ужина
Утро 16 июля было слегка пасмурным, нас ждали парочку перевалов
Первый перевал Капту
Еще один перевал Мюн, откуда начинается Тоджа
С перевала открывается прекрасный вид на озера
Потом начинается затяжной спуск
И дорога выходит в долину с множеством мелких озер
После спуска дорога выходит на паром через Бий Хем (Большой Енисей),
паром 300 деревянных с машины,
При том паром в движение приводится силой самой реки, благодаря так называемому подводному парусу
После переправы, заправились на доисторической заправке
И взяли курс на одно из больших озер Тоджа, которое находится в западной части Тоджинской котловины в 30 километрах от поселка Тоора-Хем
В озеро Тоджа впадает река Азас, а вытекает река Тоора-Хем (правый приток Большого Енисея), благодаря чему вода в озере очень чистая
Тут прямо на берегу, мы и остановились на ночлег, так как это было единственное место, где был песчаный берег
На следующее утро 17 июля, нас вежливо поросили уехать, так это оказалась территория детского спортивного лагеря. Поэтому позавтракав, мы двинулись назад в Тоора-Хем. А оттуда на северо-восток изведывать неизведанное, погода была прекрасная, поэтому только вперед
Такие древние мостики, которые лучше миновать в брод
Постепенно дорога начала ухудшаться
Решили свернуть с дороги в глубь леса и оказались на озере Чаза-Хаш-Холь, место было не плохое и мы решили здесь остановиться на небольшую дневку
Наш вечный дровосек Паша
Вот так примитивно на надувном матраце пробовали поймать хоть что-нибудь на крючок
В целом день прошел отлично, мужики все таки поймали щучку, с которой сварили ушицу.
И глубоко за полночь отошли ко сну
Утро 18 июля, как всегда встретило нас отличной погодой и мы решили покинуть эту стоянку и рвануть до следующего озера Кара-Коль, благо оно было совсем рядом, а дорога становилась все хуже и хуже
На одном из небольших подъемов меня снесло в колею, поэтому пришлось меня выдергивать, здесь же мы встретили чуваков на Патриоте, которые ехали в поселок Чазылар, который находится ближе к Бурятии
Вот так дорога идет просто по воде
И даже через протоки.
Вообще большинство озер соединено между собой протоками, и так вода перетекает из одного озера в другое
А вот и озеро Кара-Коль
Лагерь разбили прямо в лесу, рядом с озером
Раннее утро 19 июля, пока все спят
Этот день мы полностью посвятили отдыху. Мужики кстати поймали еще щуку, которую мы успешно зажарили
20 июля, хорошо выспавшись, после обеда мы повернули в сторону Тоора-Хема, в воздухе появился запах гари, а солнце стало красным.
Покинув райцентр и переправившись на пароме через Большой Енисей
Остановились на его берегу в лесу на прекрасной солнечной полянке на ночевку
По утру, 21 июля двинулись в сторону Кызыла, еще спускаясь с перевала Мюн, была дымка от лесных пожаров
Но потом появилось синее небо и мы сделали немного фото перед и на перевале Капту, так как когда ехали туда была пасмурная погода
Это уже асфальт и 70 до Кызыла, на улице +39 градусов
Наша последняя стоянка на Малом Енисее в 20 км от Кызыла
Местные резвятся на скутерах
На следующий день, 22 июля я расстался с ребятами из Омска, они ушли на трассу до Ак-Довурака, далее вдоль монгольской границы до Кош-Агача и в сторону дома. А я повернул на знакомую уже трассу М54 и в восемь часов вечера въехал в Красноярск, пройдено всего 3130 км, сожжено 400 литров бензина. Через пару дней меня еще ждал Северобайкальск, но это уже совсем другая история