Преамбула. Это уже третья экспедиция к знаменитому 110-зимнику, который в свое время являлся частью участка дороги, соединяющей БАМ с большой землей в северо-восточной части Байкала. В этом году к прошлогодним участникам на MMC Pajero Sport (Макс и Евгений) и Nissan Terrano (Павел и Артем), присоединились еще один экипаж из Омска на TLC-80 (Евгений и Наталья), все участники проекта art4x4.ru и экипаж из Томска на TLC-80 (Виктор и Анютка). В этом году моя машина претерпела некоторые технические изменения в дополнение к прошлогодним: установил усиленные пружины OBK, аморты от Бельштайна, защиту на коробку и раздатку. Ну и обязательно были сняты все подножки и лишние пластиковые элементы кузова. Машины соучастников тоже претерпели некоторые доработки. Ну как всегда, собран дополнительный инвентарь: бензопилы, лопаты, ломы, тросы и стропы, а также инструмент и необходимый запас всяких мелочей, короче все что может пригодиться в дороге. В МКК была оформлена маршрутная книжка, а также была оформлена страховка. 15 июля экипажи из Омска и Томска прибыли ко мне в Есаулово.
В этом году отчет посвящен полностью только самому зимнику, так как дорога до него уже описывалась неоднократно, и снова описывать ее не имеет смысла. 16 июля в 10 утра наша колонна из 5 машин вышла на трассу М53. За 4 дня до дневки на озере Боканы прошли 1870 км. Правда не обошлось без приключений: у экипажа Terrano на 50 км от Усть-Кута отломилось ухо на креплении левого переднего тормозного суппорта, пришлось заглушить контур, чтобы продолжить движение, в 30 км от Улькана на моей машине пробило заднее левое колесо (боковой порез), в Северобайкальске пришлось ставить кордовую заплату и камеру, на машине экипажа Макса, перед самым подъемом на Даванский перевал вывалилась втулка с переднего стабилизатора поперечной устойчивости, который вообще в последствии сняли, у экипажа Виктора сразу за Северобайкальском появился хруст из района переднего моста, уже на стоянке при разборке был обнаружен развалившийся сепаратор переднего правого шруса, благо с собой был новый. За эти дни посетили малый Чертов-мост на БАМе, постояли на стоянке на мысе Лударь, близ Северобайкальска.
9 июля на четвертый день приехали в Н.Уоян. В 22.00 встали на стоянку на озеро Боканы.
Следующий день был посвящен отдыху и подготовке машин к выходу на сам зимник.
1 день, 21 июля (здесь и далее, дни будут указываться с момента выхода на зимник). В 9 утра вышли трассу до Куморы, с которой начинается нулевой км 110-го, уже через час мы были там. По пути посетили родоновые источники и продолжили путь.
Начало зимника выглядит как простая лесная дорога:
Кстати в Н.Уояне мы набрали мешков с опилками, которые нам в дальнейшем очень пригодились, и часть которых как раз загрузили мне на багажник:
На 11 км начался участок из крупных камней, который в половодье представляет часть русла реки Срамной.
Вот так, сначала осмотр дороги
потом закладывание мешками с опилакми крупных ям между камнями
В нескольких местах река Срамная пересекает дорогу, но броды не глубокие, правда из больших камней.
Периодически в ход идут ломы и наши крепкие руки
Вот так выглядит спокойное русло Срамной
Вот мы и дошли, до того места, до которого дошли в прошлом году
Весь день стояла жара, постоянно утоляли жажду из горных ручьев и самой Срамной
Вот в ход пошла лебедка
А вот свиду совсем неплохая дорожка
Но все это только с виду
Наш незаменивый штурман Женя проводил все экипажи
Очередной консилиум
Снова в ход идут незаменимые мешки с опилками
И очередное препятствие пройдено
Вот и закончился самы тяжелый первый день пути, в 23.50 остановились прямо на самой дороге, перед последним бродом через Срамную, преодолев за день 76 км, из них по зимнику всего 13 км и чуть больше полутора километров по камням. Ужин, на скорую руки и фронтовые сто грамм:
2 день, 22 июля. В 11 утра вышли со стоянки на Срамной, преодолев простой брод. И вот уже кажется, за бродом вполне сносная дорога
Но как говорят, не тут то было
И снова в ход идут ломы и руки
По дороге постоянно попадаются ползучие осыпи, которые могут в любой момент преградить дорогу
Ну вот закончились камни, дорога стала лучше, правда местами каменистая и с большими лужами
И снова камни, но только уже скалистого происхождения
До перевала уже рукой подать
На 21 км достигаем вершину перевала Срамного
Начался спуск с перевала, такой же каменистый
И вот она прекрасная дорога, катись не хочу
Фото на память, после прохождения Срамной и одноименного перевала
Но как говорится, не долга была наша радость, очередные камни
и очередной брод
Вкусна водица из горных речек
И прекрасна дорога, в этом безлюдном крае
В 20.40 встаем на стоянку на реке Улун в 4 км от реки Светлая
на уже готовом месте
Прошли за день всего 14,5 км. Правда в этот день двигались быстрее, хоть и постоянно приходилось мостить дорогу.
3 день, 23 июля. Утро, река Улун
Вышли со стоянки в 10.50. Сразу начался объезд брода через реку Улун, с большими камнями, торчащими из дороги и лужами.
и далее сам брод
Через 4 км вышли в долину реки Светлая, началась так называемая дорога с лупами, которыми здесь называют большие лужи,
большинство которых приходилось объезжать по лесу и траве.
Не обходилось и без лебедки, так как объезды были покрыты мхом, под которым была болотина.
Так и продвигались дальше, преодолевая колеи
Артем периодически в своих болотниках исследовал колеи, на предмет проходимости
А вот так мы их преодолевали
Постепенно дорога спускаеться в долину реки Светлой
Вот такие отголоски прошлого встречаются на дороге
Далее дорога идет вдоль реки Светлая
видно что ее постоянно смывает в этом месте, приходиться мостить дорогу через большие камни
Далее дорога снова становится лучше
И виды живописнее
Встретили стоящий на дороге Урал с двумя местными аборигенами
Даже можно погонять по самой речке
Попадаются разрушенные мосты
И вот очередное препятствие, брод и каменистый подъем
А это сама дорога, по которой еще предстоит ехать
Когда то здесь был мост
Ну как говорится, нет ничего не возможного и мы медленно двигались вперед
После преодоления этого участка с обратной стороны был обноружен знак
Еще немного каменистой дороги с рядом разрушенными мостами
и вышли на реку Намама,
где перед подъемом на перевал Озерный, остановились в 21.20 на стоянку, практически прямо на дороге. Прошли за день 29 км.
4 день, 24 июля. Выехали со стоянки в 9.15. Дорога стала лучше, начали попадаться мосты по которым еще можно проехать
На 62 км проследовали вершину перевала Озерный(1250м)
После длинного пологого спуска
слева от дороги зимовье Аэродромное, к которому мы подъехали к 11 часам утра. Здесь и стоит единственный на всей дороге километровый столб (67/110 км).
По всей видимости, это когда то было вертолетной площадкой
Продолжваем двигаться дальше
Справа от дороги, чье то зимовье
Через некоторое время, дороге нас догнал Урал с бурятскими номерами и толпой народа в кузове, нам приходилось прижиматься к обочине, чтобы его пропустить.
Иногда приходилось прибегать к ручной силе
Далее дорога представляет глиняную грунтовку с множеством луж и небольших бродов. В одной из луж, меня скинуло с колеи и пришлось экипажу Евгения вытаскивать меня при помощи лебедки.
На 76 км начался каменистый подъем на перевал Рухловский (1450м) и начался Джергинский природный заповедник
Очередной прикол
В трехстах метрах от перевала справа от дороги скала, с которой открывается прекрасный вид на долину реки Баргузина и близлежащие горы
Далее идет шестикилометровый спуск с серпантином по каменистой дороге
и дорога выходит к первому броду через реку Баргузин, к которому в 18.20 мы и подъехали
через который мы благополучно переправились
Здесь нас догнали два экипажа из Красноярска
Встреча на Баргузине
Через километр от брода остановились на совместную стоянку в 19.30 вечера. Прошли за день 40 км.
Здесь мы и отметили нашу встречу
5 день, 25 июля. Выехали со стоянки в 10 утра. Начался подъем на перевал Лованктон, попадаются глубокие лужи, которые приходиться объезжать по обочине.
И глубокие колеи
Далее дорога становиться практически идеальной
Проходим брод через реку Ковыли
и далее через реку Биранкур
Далее дорога идет по полям, начинаются видны следы цивилизации
Мы мы и "закрыли" за собой зимник
И двинулись дальше
С высоты двухгорбого перевала Умхейский
Со второй, основной вершины перевала (900 м) идет спуск серпантином в долину Баргузина и кардону заповедника Джергинский, к которому мы подъехали в 15.20, где заплатили за проезд через заповедник по 250 рублей с человека.
В 15.35 подъехали ко второму броду через реку Баргузин.
За 15 минут все благополучно переправились. И была поставлена точка в покорении 110-го зимника.
Далее все 7 экипажей двинулись на базу отдыха «Умхей», расположенную на одноименном острове, отметить столь знаменательное событие. Первое, что поразило, это отсутствие воды в протоке Баргузина и как такового брода.
В 16.20 мы прибыли на базу, сняли для всех домики. Вид базы сильно изменился за прошедщие два года
Это был последний день в эпопеи покрения 110-го зимника. Прошли за день 66 км.
На следующий день вышли с «Умхея» в 11.50. По пути обнаружилось, что на месте брода, где два года назад Игорь981 подтопил свою Делику, постоили новый мост
К 18 часам подъехали к парому в Усть-Баргузине, где нас встречали организаторы 5 внедорожного фестиваля.
В самом лагере мы останавливаться не стали, а остановились рядом на берегу Баргузинского залив в 19.45. Прошли за день 240 км.
На следующий день простояли на фесте, посмотрели, пообщались с народом.
Встретился с Александром из Улан-Уде, с знаменитого «плавающего» крузака.
Участники фестиваля из Читинского Клуба "Диверсант", так подшутили над своим одноклубником который перестарался в употреблении спиртных напитков
а потом убрали из лагеря все лопаты
У экипажа Зебры, после очердного насилия над машиной, сломался задний мост
День был замечательный, но как не грустно, все хорошее когда-нибудь кончаеться
И через сутки выдвинулись в строну дома и преодолев 1722 км, 29 июля на 14 день нашего путешествия в 20.00 прибыли домой. На следующий день все соучастники утром выдвинулись в сторону Томска и Омска.
Резюме. Зимник наконец-то пройден, мой Паджерик прошел без единой поломки, не считая мелочей: пробитого колеса и замятой защиты бензобака. Моим экипажем пройдено в общей сложности 3997 км, у остальных участников, более длинные пробеги. Израсходовано 513 литров бензина, средний расход составил 12,8 литров на сто км.
До следующих путешествий!