Dimich_S » 18 ноя 2012, 16:37
Анализ российского рынка нефтепродуктов и, в частности, динамики роста цен на бензин, не внушает потребителям никакого оптимизма. Только с начала октября цены выросли на 0,8%, а с начала 2012 года — на 9 — 10%. По прогнозам специалистов, к декабрю рост цен может составить 12% и тем самым значительно превысить ожидаемый уровень потребительской инфляции.
В настоящее время цены на бензин АИ-95 в Московской области колеблются от 28 руб. 50 коп. до 32 руб.59 коп. за литр, а среднее значение этого показателя фиксируется в районе 30 руб. 42 коп. Таким образом, уже побит психологически важный уровень в 30 рублей. Более того, прогнозы на следующий год также неутешительны. Некоторые эксперты ожидают в 2013 году повторения сценария текущего года, а по самым пессимистичным прогнозам рост может достигнуть 15%. Всё это делает ещё более актуальным вопрос об истинных причинах роста цен на бензин и дизельное топливо. Он важен не только для владельцев личного автотранспорта, но и для всей нашей экономики в целом, в частности потому, что от логистической составляющей зависят оптовые и розничные цены на продукты питания, промышленные товары и очень широкий спектр работ и услуг. При изучении факторов, влияющих на ценообразование бензина и других нефтепродуктов, обычно учитывают следующие аспекты: конъюнктура на мировом рынке; политика, проводимая российскими нефтяными компаниями, и действующее в РФ (в первую очередь налоговое) законодательство.
Никто не спорит с тем, что в настоящее время мировые цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне и в среднем колеблются в районе 110 $ за баррель. Однако прямой зависимости между внешнеэкономической конъюнктурой на нефтяном рынке и ценами на продукты переработки нефти внутри России не существует. Так, недавнее снижение мировых цен на нефть, которое мы наблюдали в середине минувшего лета, не привело к снижению цен на бензин в РФ: они как ни в чём не бывало продолжали расти с завидным постоянством.
Ещё один аргумент, который обычно приводят наши нефтяники, — это существенно более высокий уровень цен на бензин в Западной Европе. И с этим опять-таки невозможно не согласиться. Действительно, в странах Евросоюза 1 литр АИ-95 стоит от 1,4 евро (примерно 56 руб. 28 коп.) в Польше и до 2,05 евро (82 руб. 41 коп.) в Норвегии. В среднем уровень цен в странах ЕС составляет 1,5 евро (или 60 руб. 30 коп.) за литр 95-го бензина. Несложно подсчитать, что среднеевропейские цены выше среднероссийских примерно в 2 раза. Смысл комментариев некоторых представителей российских топливно-энергетических компаний сводится к следующему: «Посмотрите, какие цены на бензин в Европе, и не жалуйтесь, что в России они растут».
Но, во-первых, для начала было бы неплохо сопоставить уровень жизни (в том числе и доходов) населения у них и у нас; а во-вторых, не стоит забывать о том, что мы являемся для стран Европы поставщиками, а они — потребителями, действительно зависящими от мировых цен. Почему-то никто не торопится приводить в пример другие нефтедобывающие страны, например Кувейт и Саудовскую Аравию, где литр бензина стоит в пересчёте всего 4 руб. 57 коп., или Венесуэлу с ценой 4 руб. 98 коп. за литр.
Очевидно, что влияние мировых цен на наш внутренний рынок имеет место, но его значение обычно сильно преувеличивают.
Не выдерживает критики и другое утверждение, что в росте цен целиком и полностью виновато государство. Некоторая доля истины в этом, конечно, есть: государство забирает себе примерно 50% от стоимости каждого проданного в России литра бензина посредством НДС, акцизов и НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Да и действия Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая должна предотвращать ценовые сговоры, на практике оказываются малоэффективными. Вносят свою лепту в рост цен на бензин и такие шаги государства, как повышение акцизов летом 2012 года, а также сдерживание цен накануне прошедших президентских и парламентских выборов. Сейчас цены повышаются, отыгрывая это искусственное сдерживание.
Однако и здесь всё обстоит далеко не так однозначно. Периодически государство пытается регулировать цены, снижая тот же НДПИ, но это ещё ни разу не приводило к снижению цен на нефтепродукты. Предприятия топливно-энергетического комплекса просто-напросто оставляли «лишние» деньги себе, радуясь такому «подарку» от государства, а цены на автозаправках продолжали расти. Таким образом, какую бы фискальную и налоговую политику ни проводило государство по отношению к внутреннему рынку нефтепродуктов, её влияние на ситуацию было не слишком значительным.
С моей точки зрения, главной причиной постоянного роста цен на бензин является банальный дефицит высокооктанового топлива в условиях резкого увеличения в нашей стране автомобильного парка. Спрос значительно опережает возможности имеющихся производственных мощностей, так как в течение всего постсоветского периода нефтяные компании недофинансировали развитие нефтепереработки. Они предпочитали, по большей части, эксплуатировать инфраструктуру, полученную в наследство от СССР. А она, в свою очередь, была рассчитана на низкооктановые сорта бензина, в основном на АИ-76 и АИ-80, что никоим образом не соответствует требованиям современного автомобильного парка и техническим характеристикам машин, как собранных по мировым стандартам в России, так и импортируемых из-за рубежа. В настоящее время дефицит бензина составляет примерно 600 — 800 тысяч тонн, а так как потребность в нём в РФ увеличивается на 1 млн тонн в год, то к январю 2013-го он может составить 1,6 млн тонн. Проблема имеет выраженный системный характер, и решать её нужно тоже системно: поощрять инвестиции в нефтеперерабатывающую инфраструктуру; возможно, выделять для этого целевые льготные кредиты и, разумеется, жёстко контролировать их использование. Как только удастся ликвидировать дефицит на внутреннем рынке, цены на бензин если и будут продолжать расти, то существенно медленнее и менее ощутимо для потребителей.
